Авторская Программа
Авторская Программа
Авторская Программа
КИНО
МУЗЫКА
Метки и теги
Авторизация
Гадания онлайн
Гадания онлайн
Главные новости
Вопрос - Ответ
Наш опрос
Рассылка новостей
Партнёры:
Метанаука Каббала и Научный метод познания
Автор Юлий Чакк - член организации "Бней-Барух"
"Нет ничего более прекрасного, как приближаться к божественному и распространять лучи его на человечество". (Людвиг ван Бетховен)
1. Постановка вопроса.
1. Стохастичность квази-сингулярного преципитата субстанции адекватно коррелирует с анизотропностью консистенции.
2. Преобразования Галилея - это неизометрический поворот мировой линии в пространстве Минковского.
3. Когда экран де гуф возвращается в пэ, он содержит в себе решимо от света, побывавшего внутри парцуфа.
Непонятно, не правда ли? Приведенные примеры показывают, как трудно говорить на профессиональные темы с неспециалистом. Разнообразие нашего мира привело к тому, что можно определить как интер-дисциплинарное непонимание: представители разных сфер человеческой деятельности (таких как Наука, Искусство, Религия, и пр.) вырабатывают собственные методы исследования и привыкают к различным способам мышления. Главными камнями преткновения на пути общения являются терминология, непривычные понятия, разная оценка достоверности фактов, различное понимание задач и методов. Для преодоления интер-дисциплинарных барьеров, целесообразно начать взаимный контакт не с изложения конкретных результатов, а с обсуждения Метода.
В данной работе исследуется взаимосвязь Каббалы и Науки. В рамках поставленной задачи рассмотрены следующие вопросы:
в чем заключается научный метод познания (основные его черты);
Что является предметом и методом исследования Каббалы;
Является ли Каббала наукой, и удовлетворяет ли ее метод научным критериям.
Статья не ставит своей целью полностью исчерпать поставленный вопрос. Ее задача – опираясь на непредвзятый научный подход, путем неожиданных, но убедительных сопоставлений указать на место Каббалы в иерархии научных и общечеловеческих ценностей.
2. Основные черты Научного Метода в постижении мироздания.
Научный метод развивался и совершенствовался вместе с развитием науки, и был отобран как наиболее рациональный – исходя из требования минимальных потерь времени, ошибок и усилий в достижении цели. В основе метода лежат объективность, воспроизводимость, открытость новому. Рассмотрим основные черты научного метода познания.
2.а. Субъект / Объект / Метод.
Для удобства описания процесса познания весь мир условно можно подразделить на три взаимосвязанные составляющие:
Субъект (наше эмпирическое “Я”, исследователь);
Объект исследования (все что “не-Я”, множественность объектов Реальности), и
Метод посредством которого Субъект постигает (познает) Объект исследования.
Фиг. 1. Условное подразделение Реальности на три составляющие: Субъект, Объект и Метод.
Рассмотрим, как соотносятся между собой Субъект, Объект и Метод в процессе познания.
2.b. Опыт / Язык / Понятия.
Все наше знание об окружающем мире и о нас самих основано на Опыте. Опыт заключается в следующем. В непосредственном восприятии человеку (Субьекту) недоступно ничего, кроме его собственных ощущений. Сигналы, поступающие в мозг через органы чувств, являются первичными “кирпичиками” в нашем познании мира. Для расширения диапазона восприятия создаются посредники, - приборы, экспериментальные установки, и пр. Восприятие сигналов Субъектом происходит в пространственно-временных совпадениях, в которых Реальность (факты окружающей действительности) проявляет себя.
Фиг. 2. Схема Опыта, показывающая пространственно-временноe совпадениe сигнала с органами восприятия Субъекта.
Классический пример пространственно-временных совпадений в физическом эксперименте - обнаружение реликтового излучения, предсказанное Гамовым. Это излучение было открыто в форме радиоволн, приходящих на Землю равномерно со всех сторон. В этом случае свойства Реальности проявились в результате пространственно-временного совпадения приходящих волн с антеннами измерительных приборов.
Другим, житейским примером может быть процесс прослушивания последних известий по радио. Для успешного прослушивания необходимо пространственно-временное совпадение нескольких факторов: наличие Субъекта в определенном месте пространства (возле приемника), в определенный момент времени (время вещания), настройка Прибора (колебательного контура приемника) на частоту вещания, и способность уха слышать. Если хоть один из перечисленных компонентов отсутствует, переданный сигнал Субъектом воспринят не будет.
Фиг. 3. Общая схема построения Понятий: совокупности предметов/явлений, обладающих набором общих свойств, дается Имя в Языке.
Далее, для обработки и описания полученых сигналов (результатов опыта) каждая наука вырабатывает свой особый Язык. С помощью Языка формулируются Понятия. На следующем этапе, с помощью определенных Методoв, устанавливаются причинно-следственные связи между различными наблюдаемыми явлениями и понятиями их описывающими. Происходит это по следующей схеме.
2.c. Причинно-следственные связи / Гипотезы / Законы.
Если несколько событий следуют одно за другим, Субъект воспринимает это как последовательность пространственно-временних совпадений. Однако, тот факт, что одно событие следует за другим, вовсе не означает, что предшествующее является причиной последующего.
Для установления причинно-следственных связей между событиями делаются правдоподобные предположения (Гипотезы) об устройстве мира. Задача гипотезы – предсказать возможные проявления реальности в будущих пространственно-временных совпадениях. Если предсказаниe подтверждается экспериментально, это означает, что гипотеза выдержала проверку, и из правдоподобной догадки она превращается в истинную теорию. При этом как гипотеза, так и теория должны быть сформулированы в терминах наблюдаемых величин, допускающих экспериментальную проверку.
Неотъемлемой частью научного подхода является то, что в науке всегда указывается способ, которым был получен результат (описание экспериментальной установки, параметры измерения, и пр.). При этом любой другой исследователь, проделав аналогичные процедуры, может сам, на своем личном опыте, убедиться в истинности (или ложности) результатов. Таким образом, объективно установленная истина постигается Субъектом на личном опыте. Очевидно, воспроизводимость результатов является неотъемлемой частью их достоверности.
Фиг. 4. Последовательность пространственно-временных совпадений и схема установления причинно-следственных связей между событиями. Причина всегда предшествует следствию. В природе не существует только причин и только следствий. Каждое явление есть одновременно и причина и следствие. Цепочка причинно-следственных связей, прослеженная из прошлого, через настоящее, в будущее, устанавливает связь времен.
Внутренние причинно-следственные связи между предметами и явлениями, которые проявляются на Опыте, называются Законами. Иными словами можно сказать, что Закон – это являемость Истины. Знание Закона не только позволяет описать прошлые и настоящие проявления Реальности, но и предсказать будущие ее проявления. Описанная схема (Эксперимент -> Гипотеза -> Эксперимент -> Теория) является основной (но не единственной) компонентой научного метода познания.
2.d. Иерархия Объектов / Законов / Истин.
Каждая область науки имеет свой определенный Объект исследования. Эти Объекты могут либо взаимно дополнять друг друга, принадлежа при этом к одной иерархической ступени (к примеру, физика твердого тела/астрономия, зоология/биология, психология/психиатрия), либо образуют иерархию (например физика, химия, биология, психология, философия, и.т.д.). Условно эту иерерхию можно изобразить в виде пирамиды. При этом место каждой науки в пирамиде определяется тем, насколько общие, фундаментальные вопросы и задачи она перед собой ставит. Очевидно что чем более общий характер носит наука, чем более обширным является ее Объект исследования, тем более универсальные Законы она устанавливает, и следовательно, более глубинные Истины нашего существования она постигает.
Закономерным является вопрос о том, как соотносятся между собой Объекты/Законы/Истины “по вертикали”. В физике, в частности, такие соотношения выражаются Принципом Соответствия, который гласит: Любая теория должна переходить в предшествующую, менее общую, в тех условиях, в которых эта предществующая была установлена. Иерархически более высокая теория является Мета-теорией для менее общих и содержит в себе последние как предельный частный случай.
Примером могут служить взаимосвязь квантовой механики и теории относительности Эйнштейна c классической механикой Ньютона. В квантовой механике относительное значение постоянной Планка, по сравнению с другими велчинами той же размерности (Pr или Еt) определяет ”степень квантовости” системы. Условие приводит к тому, что квантовые свойства изучаемых объектов оказываются несущественными, и возможен переход от квантового рассмотрения к классическому. В приведенном примере квантовая механика является мета-теорией по отношению к классической.
Аналогичным образом, уравнения релятивистской механики, описывающие движение тел со скоростями близкими к скорости света, (v ~ c), в случае малых скоростей (v <<c) автоматически переходят в уравнения классической механики (преобразования Лоренца переходят в преобразования Галилея).
Фиг. 5. Иерархии Объектов реальности соответствует иерархия Языков/Понятий/Законов, являющих в свою очередь иерархию Истин. Иерархически более высокая теория является мета-теорией для нижестоящих, и содержит их в себе как предельный частный случай.
Если дедуктивный переход от более общей теории к менее общей может быть сравнительно прост, то прорыв “снизу вверх” чрезвычайно тернист и сложен. Этот прорыв происходит при разрешении парадоксов, возникающих при проверке границ применимости теории. Тут, как говорится, "все средства хороши": в ход идут интуиция, заимствование из смежных областей естествознания, озарение, просветление… В результате возникают новые, более глубокие гипотезы, постановка новых экспериментов, построение более общей, Мета-теории, и т.д.…
Следует особо подчеркнуть, что новые открытия никогда не отменяют предшествующих достижений, а лишь указывают границу их применимости. Принцип Соответствия при этом отражает преемственность науки.
2.e. Научный метод познания.
Подытожив сказанное, можно заключить, что научный метод:
(а) Базируется на следующих основных принципах:
Принцип причинности: причина должна предшествовать следствию; в природе не существует только причин и только следствий. Каждое явление есть одновременно и причина и следствие;
Принцип наблюдаемости: в теорию должны вводиться только те утверждения, которые могут быть проверены на опыте. Иными словами, теория должна быть сформулирована в терминах наблюдаемых величин;
Принцип соответствия: Любая теория должна переходить в предшествующую, менее общую, в тех условиях, в которых эта предшествующая была установлена. Этот принцип отражает иерархию причин: чем более общий характер носит причина, тем больше следствий из нее вытекает, тем больше причин общего свойства она в себе заключает, и тем больше следствий этой причиной обусловливается.
(b) Имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Законы естествознания первоначально выступают как некоторые Гипотезы о структуре мира. Эти гипотезы формулируются на основании предыдущего опыта. Далее, из них методами дедукции выводятся эмпирически проверяемые следствия. Схематически это можно записать следующим образом:
Эксперимент -> Гипотеза -> Эксперимент (верификация гипотезы) -> Теория (в случае экспериментального подтверждения гипотезы) -> проверка границ применимости теории -> парадокс -> интуиция, озарение, просветление… -> выдвижение новыx мета-гипотез -> снова эксперимент -> построение более общей теории, и т.д….
(c) Отличительной чертой научного подхода (от, скажем, свойственного искусству, ортодоксальной религии) является то, что в науке всегда указывается метод, которым был получен результат. При этом ученый не призывает другого исследователя слепо верить в истинность полученных им результатов (“я верю потому, что так делал мой дед”, завещал товарищ Сталин, и т.д.). Любой другой исследователь, проделав аналогичный эксперимент может сам, на своем личном опыте убедиться в истинности результатов. Таким образом, объективно установленная истина постигается Субъектом на личном опыте. Воспроизводимость результатов является неотъемлемой частью их достоверности.
(d) Научный метод является универсальным, независим от Субъекта и приложим к любому Объекту исследования, независимо от его положения на иерархической шкале, - от самого низкого до наиболее высокого.
3. Мета-наука Каббала.
"Вся причина наших несчастий, никчемности, временности нашей жизни - только в отсутствии ощущения Творца. Сказано: "Попробуйте и убедитесь, как прекрасен Творец". Ну, так попробуйте же! Методика поиска ощущения Творца и называется Каббалой..." (Рав Михаэль Лайтман)
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные черты научного подхода к познанию мира. Рассмотрим с изложенных выше позиций, что такое Каббала, что является ее Объектом исследования, каковы ее Язык, основные Понятия, Законы и Метод исследования, и выясним удовлетворяет ли каббалистический подход к постижению основ мироздания критериям научности.
Быстротечность нашего существования создает ощущение его бессмысленности. К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежат страдание, отчаяние, страх смерти, боль безвозвратных потерь... Но та же мимолетность формирует и нашу ответственность, так как все зависит от реализации по существу временных возможностей. Человек постоянно должен делать выбор из массы существующих возможностей - которая из них будет реализована, а какие будут обречены на несуществование. В каждый момент времени человек должен решать, плохо или хорошо то, что определит его будущее существование.
Чем же должен руководствоваться человек при принятии решения? Знание и следование каким Законам поможет понять смысл прошлого и закономерность происходящего в настоящем? Каков "критерий истинности" при принятии решения в настоящем, который позволит избежать, уменьшить страдания в будущем? Каковы цель и смысл нашего существования?
Каббала – это наука которая дает исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Она исследует наиболее общие законы мироздания, раскрывая человеку смысл и цель его жизни. Истины, которым учит Каббала являются результатом Опыта отдельных лиц, каббалистов (таких как Авраам, Моше, Рашби, Ари, Бааль Сулам, Рабаш). Они убедились в этих Истинах лично, овладели ими, и оставили нам конкретные описания своих исследований.
Кроме того, каббалистами был разработан для человечества практический метод, позволяющий каждому удостовериться в этих Истинах. При этом каббалисты не призывают остальных слепо верить в истинность полученных ими результатов. Для "непосвященных" провозглашенные Истины первоначально выступают как некоторые Гипотезы о структуре мира, цели и смысле жизни. Далее, всем ищущим, сомневающимся и жаждущим постичь предлагается добросовестно применить предписанные каббалистами приемы, чтобы убедиться в справедливости их выводов на своем личном опыте. Очевидно что подход, развитый Каббалой, имеет гипотетико-дедуктивную структуру, описанную в предыдущем параграфе. В Каббале он носит название "вера выше разума".
Следуя схеме приведенной в предыдущем параграфе, начнем с Опыта. В основе каббалистического опыта (как и любого другого) лежат пространственно-временные совпадения сигнала с "приемным устройством" Субъекта. Согласно Каббале, наиболее благоприятными временными интервалами для восприятия сигналов являются: утренние часы, суббота, каббалистические праздники. При этом субъект должен находиться в определенном состоянии, чтобы воспринять передаваемый сигнал.
Для настройки субъекта на соответствующую “резонансную” частоту необходимы: группа единомышленников, книги, написанные каббалистами, Рав-Учитель. Суммарный эфект группы, книги, Учителя аналогичен поведению музыкальных инструментов в оркестре. Если в одном помещении находятся различные музыкальные инструменты, и если заставить звучать один из них, то другие резонируют в том же тоне, и наоборот. Аналогия с примерами пространственно-временных совпадений, приведенных в предыдущем параграфе очевидна.
Для описания воспринятой информации в Каббале выработан специальный Язык - Язык ветвей.
“Язык этот используется каббалистами для того, чтобы объясняться между собой, передавать друг другу свои знания в виде слов и символов нашего мира - подобно тому, как математики в нашем мире передают информацию с помощью формул. И оба каббалиста - тот, кто пишет, и тот, кто читает, - оба понимают, о чем идет речь, что подразумевается под этими словами в Каббале.” (Рав Михаэль Лайтман).
Далее, используя этот Язык, формулируются понятия. Основными понятиями, которыми оперирует Каббала, являются: Творец (Борэ), Творение (Нивра), сосуд (кли), свет (ор), экран (масах), другие... Законы, в свою очередь, описывают взаимосвязи между понятиями. Истина же являет себя через законы.
Фиг. 6. Схема, условно показывающая соотношение между Субъектом (Творением) и Объектом (Творцом) в процессе познания. Конечная Цель Творения достигается с одной стороны - через процесс эволюции (развертывание мира природы через огрубление тонкого), и с другой стороны - через процесс инволюции (возврат множественности к единству через утончение грубого). При этом явления более тонкие всегда выступают в качестве причин, а более грубые - носят подчиненный характер, и являются следствиями.
Поскольку Каббала ставит своей целью постижение наиболее фундаментальных принципов нашего существования, ее Объектом исследования являются: Высшая Истина, объемлющая собой все остальные, частные истины; Высший Закон, через который эта Истина нам себя являет; Высший Смысл и конечная Цель нашего существования. Итак, мета-наука: мета-объект, мета-закон, мета-истина.
Каббала предлагает нам в качестве гипотезы о цели и смысле нашего существования следующее:
В мире есть множество Истин, но среди них есть высшая Истина, которой подчинены все остальные. Эта Высшая Истина – Истина о единстве всего существующего в Творце-Творении, в человеке. Я существую во всех, все существуют во мне.
В мире есть множество Законов, но среди них есть высший Закон, которому подчинены все остальные. Этот Высший Закон - Закон возвращения Творения к Творцу (к наслаждению, к свету) (Закон о возвращении…).
В мире есть множество смыслов, но Высший Смысл жизни заключается в самопознании, в постижении человеком своего истинного "Я", своей бессмертной природы.
В мире есть множество целей, но среди них есть Высшая Цель, которой подчинены все остальные. Эта высшая цель жизни - освобождение от страдания, уход от власти смерти, слияние с Творцом, растворение в океане блаженства, в океане света.
Конечная Цель Творения достигается с одной стороны - через процесс эволюции (развертывание мира природы через огрубление тонкого), и с другой стороны - через процесс инволюции (возврат множественности к единству через утончение грубого). При этом явления более тонкие всегда являются причиной, а более грубые - следствием.
Дело - за "малым": убедиться в истинности сказанного на личном опыте. У Гегеля сказано: "Мы должны проникнуться убеждением, что истинное по природе своей пробивает себе дорогу, когда пришло его время, и что оно проявляется лишь тогда, когда это время пришло, а потому оно никогда не проявляется слишком рано и не находит публики незрелой".
Так что за работу, товарищи ученые. Как сказал поэт: "а гамма-излучение немного подождет"…
- Комментарии [0]
- Просмотров: 3164
|