Авторская Программа
Авторская Программа
Авторская Программа
КИНО
МУЗЫКА
Метки и теги
Авторизация
Гадания онлайн
Гадания онлайн
Главные новости
Вопрос - Ответ
Наш опрос
Откуда Вы о нас узнали?
Рассылка новостей
Партнёры:

Туристический комплекс



Вселенная радости



» » » "История магии и оккультизма" Курт Зелигманн

"История магии и оккультизма" Курт Зелигманн

МАГИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА


    

1. Пещера чудес

    Чудесные пловцы! Что за повествованья 
    Встают из ваших глаз - бездоннее морей! 
    Явите нам, раскрыв ларцы воспоминаний, 
    Сокровища, каких не видывал Нерей 
    Шарль Бодлер, "Плавание" 
     
    Тайная наука являла собой единое целое, которое невозможно было ни изменить, ни дополнить, ни улучшить. Она появилась на свет в том же виде, в каком сохранилась и по сей день, и ведет к ней только один путь. Доктрина эта не наставляет ученика в деле исследования феноменов, но лишь указывает путь, по которому должно следовать адепту. 
    На иллюстрации к "Амфитеатру вечной мудрости" Кунрата изображена пещера мудрости, высеченная в скале. Тропа, ведущая в нее, становится все уже и уже по мере того как искатель мудрости приближается к просветлению. Шест лучей озаряют пещеру, дабы утешить путника, бредущего в подземной тьме. На стенах пещеры начертаны указания: "Очистись, будь чист; Единому возноси славословия и подношения, а тем, кто ниже Его, - псалмы", и т.д. Среди этих надписей мы не найдем разгадки тайн природы. Здесь есть только нравственные предписания - основа всякого прогресса. На другой гравюре Кунрата тайная доктрина изображена в облике герметического дракона, обитающего в неприступной крепости. В крепости двадцать одна дверь, и может показаться, что любая из них ведет в святая святых; однако коридоры за двадцатью дверями упираются в тупики. Сбитый с толку искатель оккультной мудрости долго может бродить от одной двери к другой - и так и не добраться до подъемного моста, который сторожит сам Гермес. Но избрав верный путь, адепт сможет подняться в высшие сферы. 
    Агриппа изображал человека в различных позах заключенным в окружности и треугольники. Поскольку мир строится на тех же пропорциях, что и человек, - поясняет он, - то, совершая гармоничные движения, человек тем самым выражает мировую гармонию. Человек неразрывно связан со всем сущим. Когда его тело движется в соответствии с этими идеальными фигурами, он постигает магический смысл древнейших священных танцев, исполнявшихся во время мистических обрядов. При виде таких движений боги ликуют, а планеты отвечают на них гармоничными отголосками, подобно струнам музыкального инструмента, натянутым в унисон. Этот танец имеет также целительную силу. Если человек заболел, это означает, что он находится в разладе со вселенной. Чтобы вновь обрести гармонию и здоровье, следует подстроить свои движения к движениям звезд. 
    Кто бы мог поверить, что пение и музыка - это тоже самая настоящая магия! Но стоит обратиться к древнейшим традициям, и мы перестанем этому удивляться. Легендарный Пифагор первым заявил, что планеты, движущиеся по своим орбитам, издают звуки. Мы не можем слышать эту небесную музыку, - утверждают пифагорейцы, - ибо наши уши не настроены на нее, подобно тому как глаза наши не могут взирать на солнце, не ослепнув. В "Сне Сципиона", фрагменте цицероновского трактата "О республике", младший Сципион Африканский видит чудесный сон. Дед ведет его к звездам, которые звучат удивительной симфонией. Старший Сципион говорит: 
     
    Ты слышишь Гармонию. Она образуется неравными интервалами, рассчитанными по идеальным пропорциям, и воспроизводится движением сфер. Низкие звуки смешаны с высокими, объединены в вечно меняющихся аккордах. Ведь эти гигантские движения не могут совершаться в тишине, и природа желает, чтобы на одном краю отдавались эхом высокие звуки, а на другом появлялись низкие. Поэтому звездоносный мир, вращение которого совершается быстрее, движется со стремительным высоким звуком, тогда как низший круг луны издает звук медленный и глухой. ... Поэтому сферы ... производят семь различных тонов; семеричное число - ядро всего сущего. И люди, умеющие подражать небесной гармонии с помощью лиры, проложили возвратный путь в сие возвышенное царство подобно тем, кто, ведомый своим гением, поднялся до познания божественного. 
     
    Музыка - это гармония, а гармония - это тайна вселенной. 
    Музыка способна магическим образом исцелить больного. Это поверье разъясняют Кирхер и Каспар Шотт (1608 - 1666), хотя само оно возникло гораздо раньше. Еще Эскулап предписывал лечить лихорадку песнопениями. Дамон лечил музыкой пьяниц. Пение и игра на флейтах и арфах врачуют не только душу, но и тело. Разве Эмпедокл своей музыкой не отвратил убийцу от его чудовищных злодеяний? Разве божественный Терпандр не усмирил песнями мятежников на Лесбосе? Римлянин Мекорна заболел, когда император Август отнял у него Теренцию. Он три года страдал бессонницей, но в конце концов музыка излечила его от скорби. 
    Пропорции, лежащие в основе мироздания, соответствуют музыкальным интервалам. Роберт Фладд утверждает, что весь мир, включая и небо Бога, подобен музыкальному инструменту, клавиатура которого состоит из интервалов, разделяющих ангельские сонмы, неподвижные звезды, планеты и элементы. Этот инструмент, струна которого прикреплена к Земле, настраивает сам Бог. Первый регистр простирается от Бога до Солнца, второй - от Солнца до Земли. Мир устроен по законам музыкальной гармонии, и точно такая же мистическая "клавиатура" содержится в человеке - миниатюрном отражении мироздания. Фладд не забывает и об этом. В его прекрасном трактате "О музыке души" содержится рисунок, где изображен человек (микрокосм), настроенный в согласии с мировой гармонией. Тело его от головы до бедер разделено на интервалы, соответствующие музыкальным. В эти гармоничные пропорции вписано не только тело, но и душа и разум. Вверху располагается diapason spiritualis ("духовный регистр"), охватывающий область от головы до сердца; внизу - diapasonis corporealis ("телесный регистр"). Граница между ними проходит на уровне сердца далеко не случайно: сердце в "малом мире" человека - такой же податель жизни, как солнце - в "большом мире" вселенной, макрокосме. Человек на схеме Фладда изображен на фоне четырех главных точек суточного пути солнца - полудня, полночи, рассвета и заката. 
    Все эти поэтические образы Фладд почерпнул из концепции Агриппы, гласящей, что музыка играет в природе роль универсального объединяющего начала. "Музыкальная гармония, - пишет Агриппа, - 
    величайший из родителей. Она привлекает небесные влияния и изменяет привязанности, намерения, жесты, понятия, действия и склонности. ... Она манит диких зверей, гадов и птиц, завлекая их сладостными напевами. ... Рыбы в Александрийском озере наслаждаются гармоничными звуками; музыка рождала дружбу между дельфинами и людьми. Звуки арфы волнуют гиперборейских лебедей. Мелодичные голоса укрощают индийских слонов. Сами элементы наслаждаются музыкой! Гюлесийский источник, всегда спокойный, при звуках трубы разливается и выходит из берегов. А в Лидии острова, населенные нимфами, услыхав музыку отходят от берега и устремляясь в открытое море, танцуют там, когда же труба смолкает, они плывут обратно к суше и прикрепляются к берегу". 
    Танец, пение и игра на музыкальных инструментах - это приемы белой магии. Такими же магическими операциями являются письмо и чтение, как мы помним из главы, посвященной каббале. В книге "Зогар" говорится: 
     
    Все пространство неба, окружающего мир, покрыто фигурами, знаками, при помощи которых возможно постичь тайны и глубочайшие мистерии. Знаки эти образованы созвездиями, кои для мудреца служат предметом созерцания и восхищения... 
    Находящийся в пути ранним утром пусть внимательно посмотрит на восток. Он увидит там некое подобие букв, движущихся по небу, одни из которых поднимаются, другие опускаются. Эти сверкающие знаки суть буквы, из которых Бог сотворил небеса и землю. 
     
    Следуя совету древних мудрецов, многие маги внимательно вглядывались в звездное небо. Постель читал в узорах созвездий пророчества и разгадки каббалистических тайн; Агриппа построил тайный небесный алфавит; Жак Гаффарель сопроводил свою книгу "Неслыханные редкости" небесной картой - плодом усердных ночных бдений. "С незапамятных времен, - пишет он, - восточные народы читали по блуждающим звездам пророческие слова. Мы, европейцы, долгое время пренебрегали этим чудесным искусством. Рейхлин первым привлек к нему наше внимание, а за ним последовал Пико делла Мирандола. ... Талисманы, резные камни и металлические пластины наделены магической силой". Кроме того, как объяснить тот факт, что люди бывают растроганы прекрасными картинами, что они улыбаются и плачут при виде рукотворных созданий живописца или скульптора? Разумеется, только магической симпатией между изображенной сценой и природой! Маги эпохи Гаффареля разделяли бытовавшую среди халдеев и древних египтян веру в то, что художественное творчество - это практическая магия, действующая на основе принципа, который Дж. Фрэзер называл законом симпатии. Вполне возможно, что древнееврейские законодатели тоже разделяли подобные верования и запрещали изображать подобия реальных предметов: ведь такие изображения противоречили догмам религии и являлись по своей сути магическими. 
    

 

2. Астрология

    Чтобы постичь удивительный порядок мироздания и вечно меняющееся место человека в структуре мира, следует понять, как измерять и оценивать влияния небесных тел. Нужно исследовать часовой механизм вселенной, чтобы узнать, какая сила вращает его колеса. По стрелкам на циферблате нужно научиться узнавать, когда раздастся бой часов. 
    Наука о расчете движения небесных тел стара, как сама человеческая цивилизация. Мы уже знаем, что халдеи, египтяне, ассирийцы, греки и персы были искусными астрологами и математиками. Без телескопов, с помощью лишь самых примитивных измерительных инструментов они сумели открыть множество важных астрономических фактов. Вспомним, что первые подзорные трубы появились только в начале XVII века, а телескоп вошел в употребление лишь в 1663 году. На протяжении всей эпохи Ренессанса звездочеты пользовались при наблюдениях только линейкой, по которой отмечали угол зрения. Так же работали Коперник и Тихо Браге. 
    Но для последующих поколений наблюдение неба без телескопа стало уже немыслимым. Старинных астрологов изображали в окружении фантастических инструментов, среди которых нередко оказывалась и грубо сработанная подзорная труба. Так выглядит, например, "портрет" Нострадамуса, опубликованный в "Инфернальном словаре" Коллена де Планси. Остроконечная шляпа и "магический" плащ, в которые облачен здесь ясновидец, - чистая фантазия, ибо астрологи никогда не одевались вычурно. Они носили простую одежду, как и все ученые. Гийом Постель на своем подлинном портрете ничем не отличается от типичного ученого XVI века; на портрете Уильяма Лилли перед нами предстает классический английский ученый середины XVII столетия; Роберт Фладд в "Истории обоих миров" (1617) приводит гравюру с изображением астролога в консервативном одеянии, в шапке на меху для защиты от холода во время наблюдений под открытым небом. Примечательно, что ни на одном из трех портретах нет подзорной трубы, хотя трактат Фладда был опубликован в 1619 году, уже после того, как Галилей воспользовался этим новоизобретенным инструментом для наблюдений за звездным небом. Вообще, инструментов на портретах почти нет: кроме армиллярных сфер, ничто здесь не напоминает об астрологии. Все оборудование кабинетов сводится к письменному столу, паре очков, компасу, чернильнице и перу. Астрологи ведь были учеными, а не шарлатанами, и астрологическая мудрость требовала, прежде всего, знания языков для изучения древних текстов в оригинале, и хорошего владения математикой. 
    Звезды либо благосклонны, либо настроены недоброжелательно к состоянию здоровья и делам человека или государства. Нет ничего случайно; весь мир упорядочен и действует выверено и четко. При рождении человека небеса оставляют на его личности отпечаток, предопределяющий его судьбу. Но этим их влияние не исчерпывается: звезды продолжают воздействовать на человека и в течение всей жизни. Правители держали при дворе астрологов, заботясь как о собственном благе, так и о делах государства. Не спросив совета у звезд, они не решались ни начать войну, ни отдать приказ о закладке здания, ни совершить торговую сделку. Чтобы получить такой совет, астролог строил и толковал гороскоп - карту неба с положениями планет на тот момент времени, на который намечалось соответствующее действие. При этом учитывались особые принципы и использовались особые методы. 
    Планеты и знаки Зодиака присутствуют на небосводе постоянно, но видны не всегда. Одни находятся над горизонтом, другие - под горизонтом. Астролог должен был установить правила, по которым оценивались бы качества видимых небесных тел, определялись бы их сильные и слабые черты. Считалось, что та или иная планета или звезда, находясь в определенных участках неба, оказывает на земные дела сильное воздействие; если же она оказывалась в других областях, влиянием ее можно было пренебречь. Итак, перед астрологами стояла задача определить и систематизировать эти участки. 
    Планеты считались важнейшими из небесных тел, ибо они движутся по небу самостоятельно, в согласии с собственными законами и против хода неподвижных звезд, которые, в отличие от звезд "блуждающих", странствуют по небосводу коллективно. Протяженность орбит планет неодинакова. Орбита Луны значительно меньше орбиты Сатурна. Луна совершает полный оборот вокруг Земли всего за месяц, тогда как Сатурну для этого требуется целых тридцать лет. У каждой планеты свой путь. Каждую из них астрологи обозначили особым знаком. 
    Но несмотря на разную длину орбит, все планеты проходят в своем движении одни и те же участки неба - знаки Зодиака, представляющие собой двенадцать секторов равной протяженности. Пояс Зодиака располагается вдоль эклиптики - окружности, которую описывает Солнце в своем видимом годичном движении вокруг Земли. Знаки Зодиака делятся на северные и южные. 
    Северные знаки Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева. 
    Южные знаки Зодиака: Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы 
    Каждой планете астрологи поставили в соответствие две "обители" - ночную и дневную. Это знаки Зодиака, которыми данная планета "управляет" и которым она близка по своим качествам. Только Солнцу и Луне как главным светилам дня и ночи принадлежит по одной обители: Солнце управляет знаком Льва, а Луна - знаком Рака. Весь пояс Зодиака был разделен на полусферы Солнца и Луны. Лунными, или ночными, знаками считаются Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы и Рак, а солнечными, или дневными, - Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец и Козерог. 
    Таково главное подразделение в астрологической классификации небесных тел и участков неба. Оно очень важно, поскольку каждая планета набирает силу, вступая в свою обитель. В ночное время она сильнее всего, если находится в своей ночной обители, днем - в дневной обители. Но это еще не все. Максимально возможной силы всякая планета достигает даже не в своем знаке, а в определенном градусе Зодиаке, который именуется градусом "экзальтации". Солнце, например, согласно традиции, оказывает наибольшее влияние, когда проходит 19-й градус Овна. А слабее всего оно в тот момент, когда находится в полярно противоположной точке Зодиака - в 19-м градусе Весов. Эта точка крайней слабости называется градусом "падения". Почему именно эти градусы стали считаться местами предельного усиления и ослабления Солнца, неизвестно. У других планет тоже есть свои градусы экзальтации и падения. 
    Третий способ оценки силы планет играл важную роль в древней астрологии. Весь круг Зодиака состоит из 360 градусов, каждый зодиакальный знак - из 30 градусов. Каждый знак Зодиака делится на три части по десять градусов - так называемые деканы. Каждым деканом управляет определенная планета, и эта планета, проходя через данный декан обретает дополнительную силу. Всего в Зодиаке тридцать шесть деканов. С помощью этих трех классификаций - дневных и ночных обителей, экзальтаций и падений, и деканов - астрологи установили систему соответствий между зодиакальными знаками и планетами. Это позволило им судить о качестве влияния планеты, которое определяется благоприятным или неблагоприятным ее положением в Зодиаке. Положение в Зодиаке усиливает или видоизменяет индивидуальные свойства планет, оставшиеся практически теми же, какими считались во времена древних халдеев. 
    Но кроме этого, перед астрологами встала необходимость определить, из какой именно точки неба они получат вопрос на ответ, интересующий заказчика. Важнейшей точкой в этом отношении считался градус эклиптики (траектории Солнца в видимом годичном движении), восходящий (находящийся на горизонте в точке востока) в момент рождения человека или во время, на которое назначено то или иное действие. Первоначально это была не математически расчисляемая точка, а какая-нибудь яркая звезда, восходившая в интересующий астролога момент времени. 
    Восходящий градус эклиптики был назван "асцендентом". А восходящий знак Зодиака, в котором находился этот градус, первоначально именовался "гороскопом". Впоследствии это название перенесли на весь ансамбль небесных тел в заданный момент времени. Кроме асцендента, учитывались еще две важные точки: заходящий градус (опускающаяся под горизонт точка эклиптики), называемый "десцендентом", и промежуточная точка между этими двумя крайними положениями - середина дневного пути Солнца, именуемая "Серединой Неба". Начиная от восходящего градуса откладывались двенадцать подразделений зодиакального круга - так называемые "дома" (loci), дающие ответы на двенадцать вопросов. 1-й дом относился к жизни вообще, 2-й - к имуществу, 3-й - к наследству, 4-й - к земле и могилам предков, 5-й - к жене или к городу, а также к детям, братьям и родителям, 6-й - к здоровью и болезням, 7-й - к браку, 8-й - к смерти, 9-й - к богам, религии и путешествиям, 10-й - к месту жительства, государству, почестям, важным поступкам, характеру и т.д., 11-й - к друзьям и благотворительности, а 12-й - к врагам и пленению. Эти двенадцать домов давали ответы на вопросы о соответствующих областях жизни. Они изображались, как правило, на прямоугольной схеме. 
    Интерпретируют гороскоп с учетом так называемых "аспектов" - угловых расстояний между планетами. На приведенной схеме видно, что Овен расположен строго напротив Весов. Такой аспект называется "оппозицией" и обозначается ". Если соединить линиями знаки Овна, Стрельца и Льва, то получится треугольник. Аспект между любыми двумя из этих знаков называется "тригоном" ("трином") или обозначается $. Если соединить линиями знаки Овна, Рака, Весов и Козерога, мы получим квадрат. Аспект между соседними двумя из этих знаков называется "квадратурой" (или просто "квадратом") и обозначается #. Соединив линиями все знаки через один, получим шестиугольник. Аспект между соседними двумя из знаков, образующих такой шестиугольник, именуется "секстилем" и обозначается '. Если одна планета, к примеру, расположена в Овне, а другая - напротив нее в Весах, то они находятся друг к другу в оппозиции, которая считается неблагоприятным аспектом. Если одна планета находится в Овне, а другая - во Льве или Стрельце, то их связывает благоприятный аспект - тригон; секстиль тоже считается гармоничным аспектом. А вот квадратура неблагоприятна, как и оппозиция. Наконец, выделяется еще один аспект - "соединение". Его обозначают значком !. Планеты считаются находящимися в соединении, если они попали в один и тот же градус одного и того же знака. Соединение может быть как благоприятным, так и дисгармоничным аспектом, в зависимости от того, какие планеты в него входят и в каких отношениях друг к другу они находятся по своим индивидуальным свойствам. 
    Личным "характером" обладают не только планеты: каждый знак Зодиака тоже наделен определенными качествами. Телец - женский, ночной, меланхоличный, животный знак, холодный и сухой. Близнецы - мужской знак, горячий и влажный, дневной, воздушный, двутелесный и т.д. Рак - женский, ночной, флегматичный, холодный и влажный. Лев - дневной, горячий и сухой, животный, холерический, бесплодный и т.д. Учитывая все эти качества и их комбинации, астрологи разработали сложные методы толкования гороскопов. Благотворные и зловредные влияния различных светил и участков неба постоянно взаимодействуют между собой, причем сила их все время меняется. Планеты равнодушны к земным делам и с равным хладнокровием посылают людям добро и зло. И тщетно человек пытается изменить предопределенный ход событий. Зато, если ему повезет, планеты расположатся в благоприятных домах, образовав гармоничные тригоны или секстили. Тогда новорожденному можно посулить самую блестящую карьеру*. 
    Астрологи наделили звезды человеческими качествами, а звезды лишь возвращают эти дары земли человеку. Как солнце встает на востоке и садится на западе, так и помыслы человека восходят к звездам и нисходят на землю во всеобъемлющем движении, которому нет конца. 
    

 

3. Гадание по родинкам

    В книге "Зогар" говорится: "...внизу все совершается так же, как и наверху... на тверди, охватывающей мироздание, видно множество фигур, образованных звездами и планетами. В них заключены разгадки тайных вещей и глубочайших мистерий. Точно так же на коже, окутывающей человека, есть черты и знаки, кои суть звезды нашего тела". Маги, толковавшие это изречение буквально, исследовали кожу в поисках пророческих знаков. Своим покровителем они избрали легендарного древнего грека Мелампа. В своем кратком трактате Меламп толкует скрытый смысл родинок в зависимости от их положения на человеческом теле: 
     
    Родинка на лбу мужчины предвещает богатство и счастье; на лбу женщины она означает, что эта женщина получит власть, быть может, станет правительницей. Располагаясь близко к брови у мужчины, родинка предсказывает счастливую женитьбу на миловидной и добродетельной женщине; девушкам подобная родинка сулит такую же удачу. Родинки на переносице для обоих полов обозначают сладострастие и тягу к роскоши. Родинки на ноздрях предвещают постоянные путешествия. Родинки на губах у мужчин и женщин выдают обжорство, а на подбородке означают, что человек будет владеть золотом и серебром! Родинки в ухе и на шее - счастливые знамения; они предвещают богатство и славу. Появившись, однако, на затылке, мушка несет с собой дурной знак, - такой человек будет обезглавлен! Родинки на чреслах - несчастливые приметы, указывающие, что человек лжив, а его потомков будут преследовать неудачи. Появившись на плечах, родинки предсказывают, что человек попадет в плен и испытает несчастье; на груди - бедность. Родинки на руках извещают, что у человека будет много детей; под мышками же они приносят удачу, обещая богатого и красивого мужа или жену. Дурными знаками родинки служат на сердце, на грудях и на животе, ибо здесь они указывают на прожорливость. Добрым знаком они являются в верхней части ноги, ибо предвещают здесь богатство; находясь же в нижней части живота, они обозначают невоздержанность, если речь идет о мужчине, но говорят об обратном, если перед нами женщина... 
     
    Это миниатюрное эссе Меламп заключает сообщением, что существует еще более тонкий способ истолкования родинок, добавляя, что следует обращать внимание на то, в какой половине тела находится родинка - в левой или в правой. Левая сторона в целом имеет зловещее и дурное значение, а правая предвещает богатство и указывает на честность. Более того, согласно Мелампу, между родинками существуют особые соответствия: метки на определенных частях лица имеют свои аналоги на тех или иных частях тела. 
    Не довольствуясь этими общими указаниями, западные гадатели разработали на основе греческой оккультной теории гораздо более утонченную систему. Джироламо Кардано внес в эту доктрину нее множество уточнений, соотнеся родинки со знаками Зодиака. Родинки на лбу, - утверждает он, - следует интерпретировать в соответствии с их конкретным положением: они могут быть связаны с Овном, Тельцом, Близнецами, Раком, Девой или Львом. Родинки на переносице соответствуют знаку Весов, на скулах - Скорпиону и Стрельцу, на нижней челюсти - Козерогу, между носом и верхней губой - Водолею, на подбородке - Рыбам. Принимая мнение Мелампа о том, что родинка на затылке предвещает обезглавливание, Кардано связывает ее с планетой Сатурн - "Великим Несчастьем", как называли ту вавилоняне. Жан Бело, викарий в Миль-Монтане и профессор наук о небесных телах, расходился с Кардано и Мелампом, связывая Сатурн с левым ухом [124]. Марс, по словам Бело, управляет лбом, Солнце - правым глазом, а Венера - левым. Луна оказывает влияние на нос, Юпитер - на правое ухо, а Меркурий - на подбородок. 
    Искусство предсказания судьбы и характера по родинкам сохранялось в почти неизменном виде вплоть до конца XVII столетия. А затем Ричард Сондерс опубликовал посвященный этой теме трактат "Физиогномия" в котором "вывел Природу и Значение трех с лишним сотен частностей". Тщательно изучив соответствия между метками на лице и на теле, он изложил в упомянутом трактате результаты своего исследования, к которому прилагалась изображающая эти аналогии гравюра на меди. Кроме того, Сондерс изобразил фигуру женщины с отмеченными на ней родинками числом около ста пятидесяти; эти родинки, разбросанные по всему телу, напоминают карту звездного неба. Каждая из этих меток позволяла истолковать характер и определить судьбу их владельца. Более того, Сондерс снабдил свой трактат изображением человеческого лица, состоящим исключительно из круговых линий; по-видимому, этим он желал сказать, что движения небесных тел по орбитам имеют свое соответствие в человеке. Лицо это покрыто пронумерованными родинками. В тексте Сондерс часто ссылается на них. Например, по поводу родинки номер один, расположенной в правой верхней части лба, он пишет: 
     
    Мужчина и женщина, имеющие родинку на правой стороне лба под линией Сатурна [участки влияния планет на рисунке Сондерса тоже отмечены], не касающуюся этой линии, как показывает первый знак, будут также иметь родинку на правой стороне груди; такие особы могут надеяться на удачу в строительстве, в посеве зерна, посадке растений и обработке почвы. И если такая родинка будет сверкать медовым или рубиновым цветом, то им будет сопутствовать удача на протяжении всей жизни; если же она будет черной, то для мужчины это будет означать переменчивость судьбы, а если похожа на чечевицу, то он будет преуспевать и станет первым и главным лицом в своей семье. Для женщины это указывает на богатое наследство и дары от покойных. Эта родинка имеет природу Венеры, Меркурия и Марса и получает свое достоинство от [альфы] Лиры, звезды первой величины. 
     
    Следуя традиции Мелампа, Сондерс предвещает несчастье тем, у кого есть родинка в левой части затылка. На рисунке эта родинка обозначена номером восемь и, согласно Сондерсу, мужчине предвещает тюремное заключение. Если она медового цвета, то человек попадет в тюрьму по пустячным причинам: он не совершит настоящего преступления, его просто оговорят враги или соперники. Если эта родинка красная, он скоро выйдет на свободу, но если черная - окончит свои дни в тюрьме. К женщине судьба более снисходительна, ибо такая родинка предвещает ей всего-навсего какое-то огорчение, а также разлуку с родиной или повторный брак, что не обязательно подразумевает перемены к худшему. Работа Сондерса стала апофеозом искусства гадания по родинкам, которое ныне практически забыто, если не считать, что время от времени появляются открытки с прелестными юными дамами, тела которых покрыты изящными мушками, толкуемыми самым лестным образом. 
    

 

4. Метопоскопия

    Теорию родинок потеснила и затмила другая, родственная ей оккультная наука - метопоскопия, занимающаяся определением человеческого характера и судьбы по линиям на лбу. Открытие этого гадательного искусства приписывается тому же Джироламо Кардано, несмотря на то, что до его трактата по метопоскопии в свет выходило множество других работ на эту тему. Метопоскопия сочетает в себе астрологические расчеты с эмпирически накапливаемыми фактами. Астрологи утверждают, что на каждую часть человеческого тела влияют определенные небесные тела; изучать же линии на лбу особенно важно по той причине, что лоб находится ближе к небесам, чем любая другая часть тела. Как только эта идея утвердилась среди оккультистов, возникла необходимость сопоставлять результаты астрологических подсчетов с данными наблюдений за людьми. Кардано проделал трудоемкую и утомительную работу по сравнению сотен человеческих лбов. К своему трактату он приложил около восьмисот гравюр с изображениями голов и небесных отметин на них.

 

    На одной из этих иллюстраций показано распределение планетных влияний по участкам лба, который разделен горизонтальными линиями на семь полос. Последовательность планет соответствует принятой в астрологии. Выше всего расположен Сатурн - самая удаленная от Земли планета; далее следуют Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Установив таким образом "сферы влияния" планет, практикующий метопоскоп, осмотрев своего клиента, должен будет разметить лоб последнего, нанеся на него семь параллельных линий на равных расстояниях друг от друга. Так он установит зоны планетного воздействия, ширина которых будет зависеть от общей высоты лба. Морщина, попавшая в зону Юпитера, наделяется теми же характеристиками, что и эта планета, обозначая великодушие, благородство, гордость и т.д. Если линия на лбу пересекает границу планетных зон, это соответствует астрологическому соединению данных планет, характеристики которых в данном случае объединяются и усиливают друг друга. Метопоскопия - это не что иное как астрология микрокосма. Существование такой науки признавали издавна, но систематические исследования в этой области начались относительно поздно. 
    Рассмотрим несколько примеров, разобранных Кардано. Мужчина, в верхней части лба которого находятся три параллельные линии, имеет, по словам Кардано, "миролюбивый и кроткий нрав. У него будет свое имение, которым он будет управлять с переменным успехом. Благополучие его будет непостоянным. Более того, ему грозит опасность ранения в голову". "Когда такие же три линии расположены в нижней части лба, - утверждает Кардано, - они изобличают в мужчине вспыльчивый характер. Он станет убийцей". Если три линии отстоят друг от друга дальше, они указывают на склонность к карьере священника, на удачливость, ум и благочестие. Короткий диагональный штрих над левой бровью предвещает насильственную смерть. А прямая черта с крючком на одном конце означает болезненность, немощь и прочие физические недостатки. Линия с легким наклоном сулит победу над врагами и удачу на войне; женщине такой знак обещает блаженство и счастье, а также превосходство над мужем. Встречаются и гораздо более замысловатые отметины, указывающие на не столь заурядную судьбу. Например, есть знак, предвещающий смерть от огня, от колдовства или злых чар. Другие знаки предсказывают насильственную смерть от раны в голову и смерть от руки близкого родственника. 
    В 1648 году трактат по метопоскопии опубликовал Филипп Финелла. Это двухтомное издание с грубоватыми гравюрами стало библиографической редкостью; полностью не сохранилось ни одного экземпляра. На одной из гравюр изображено кроткое лицо мужчины, которому, согласно Финелле, предстоит смерть от воды. Волнистые линии на его лбу напоминают морские волны, и метопоскоп сделал свое зловещее предсказание именно на основе этого сходства, а не путем астрологических выкладок. 
    Тот, у кого на лбу одна-единственная линия, обречен на вечные странствия, - утверждает Финелла. Он непостоянен, на него влияют четыре планеты: Солнце, Луна, Венера и Меркурий. Этому человеку не суждено осесть и пустить корни. Женщине такая отметина на лбу предвещает еще худшую судьбу: она будет вялой и ленивой, безнравственной и непостоянной. В образе еще одной женщины автор, похоже, представил свой собственный характер. О ней он отозвался так: "Она будет в большой чести у князей, которые будут искать ее совета. От природы она предрасположена и склонна предсказывать будущее". 
    Пунктирная линия, пересекающая сверху вниз каждый из лбов, изображенных Финеллой, по-видимому, отмечает границы планетных зон. При этом автор расположил блуждающие звезды в порядке, отличном от традиционного. Кардано, как и положено, отводит Юпитеру второе сверху место, но Финелла почему-то связывает этот участок с Венерой. Такое расхождение тем более загадочно, что Финелла даже не пытается объяснить или оправдать свое нововведение. На одной из гравюр изображен мужчина, на лице которого словно бы написаны сомнения и неуверенность. Однако линии лба его, по мнению Финеллы, предвещают счастье. Он будет знаменитым ученым и положит начало новой авторитетной школе. Кроме того, он добродетелен и достоин доверия. Наконец, Финелла изображает даму с больными зубами, у которой лоб отмечен зловещими знаками. Несмотря на все ее лицемерное благообразие, эта дама - настоящее чудовище. Она похотлива, она готова предать лучших друзей, она творит разнообразные постыдные дела. 
    От гравюр Финеллы, выполненных в духе голландского барокко, обратимся к портретам, иллюстрирующим трактат синьора Спонтини. Лица этих людей отличает та же бесстрастность, какую мы встречаем на картинках со старых французских игральных карт. Свою брошюру Чиро Спонтини опубликовал в Венеции в 1637 году. При виде первой же иллюстрации, где изображена последовательность планетных зон на лбу, в душу читателя закрадывается подозрение: а можно ли вообще называть метопоскопию наукой?! Порядок планет у Спонтини отличается и от традиционного, которым воспользовался Кардано, и от слегка измененного, который предпочел Финелла. Более того, Спонтини полагает, что планетные зоны спускаются до самой середины носа. И самый нижний участок отведен не Луне, как предписывала традиция, а Венере; тогда как ярчайшее ночное светило нашло себе пристанище на висках. Объяснить, почему Спонтини изменил порядок планет столь произвольно, можно лишь стремление к оригинальности, которое в данном случае оказывается скорее пороком, чем достоинством. 
    На одной из гравюр изображен человек, обреченный умереть от излишеств несмотря на то, что выражение лица его свидетельствует о вполне серьезном и твердом характере. На другой иллюстрации знаки, указывающие на недостаток ума и короткую жизнь, курьезнейшим образом изображены на лбу старика. Если бы линии на его лбу не пересекались, - говорит Спонтини, - они, напротив, сулили бы всевозможные блага: храбрость, мудрость, даруемую Юпитером, умеренность и воздержанность, ниспосылаемые Солнцем, точность и проворство Марса, хорошую память и воображение, идущие от Меркурия, и венерианскую веселость. 
    Горизонтальные линии, пересеченные одной вертикальной, предсказывают изменчивую судьбу и жизнь, полную опасностей, препятствий и треволнений. Впрочем, смелость и дерзость, написанные на лице обладателя этих знаков, позволяют предположить, что все подобные помехи ему нипочем: он с честью выйдет из любых испытаний. 
    На следующей иллюстрации представлен молодой человек, которому на роду написано стать бездельником и буяном. Ему недостает веры и энергии; он будет постоянно ошибаться. Однако пусть скажет "спасибо" за то, что линии у него на лбу не пересекаются и не имеют наклона: ведь тогда на него обрушились бы куда более ужасные несчастья. Он обладал бы задатками убийцы, ему грозили бы изгнание из родных краев, и, весьма вероятно, - полагает Спонтини, - насильственная смерть. 
    Напоследок упомянем о добрых знаках, выделяемых Спонтини, дабы, расставаясь с этим метопоскопом, сохранить о нем более приятное впечатление. Круглолицый юноша с одной из гравюр находится под благотворным воздействием Венеры и Меркурия. Это означает, что он изобретателен и может стать знаменитым поэтом или великим музыкантом. Он будет чаровать всех, с кем его сведет судьба. Любимец прекрасных дам и удачливый игрок, он познает все радости жизни. И пусть возблагодарит Бога за то, что линии на его лбу не наклоняются: это означало бы порочность, дилетантизм и глупость. 
     
    

5. Физиогномия

    Менее четким по методике, но более артистичным в практическом приложении было искусство физиогномии, позволявшее судить о характере человека по чертам и выражению его лица. Развитию физиогномии способствовали, прежде всего, Иоганн из Индагине (Йегер из Нюрнберга), Бартоломео Кокль (он же делла Рокка, 1467 - 1504) из Болоньи и француз Мишель Леско. Кокль, который также был прославленным метопоскопом, опубликовал в 1523 году учебник по физиогномии, к которому прилагался список знаменитых людей с указанием грозящих им бед и опасностей. Этим поступком Кокль, в первую очередь, навлек опасность на себя самого. Итальянский историк Павел Иовий (1483 - 1522), впрочем, признает, что многие предсказания Кокля сбылись. О Леско, чья "Физиогномия" была издана в Париже в 1540 году, почти ничего не известно. Книга Иоганна из Индагине, посвященная различным гадательным искусствам, вышла в свет в Страсбурге в 1531 году. Прямо на титульном листе ее мы находим отличный предмет для физиогномического исследования: портрет автора кисти Ханса Бальдунга. Наряженный в парчу и докторский берет, гордый Иоганн, преисполненный чувства собственной значимости, пренебрежительно взирает на нас из богато украшенного ренессансного окна. 
    Прочие гравюры из книги Индагине, выполненные в примитивно-грубоватом, лапидарном стиле, дышат жизнью и кипят эмоциями. На одной изображены двое бесчестных наглецов. Это шарлатаны, лгуны и распутники, о чем свидетельствуют толстые губы и привычка держать рот открытым. Зубы правильной формы говорят о честности и правдивости. Если зубы остры и растут тесно друг к другу, это указывает на здоровое телосложение и предвещает долгую жизнь. Если же они выдаются вперед, то изобличают дерзкого и напыщенного болтуна, а также предполагают неустойчивость характера. По поводу носов Индагине делает целый ряд любопытных наблюдений. Люди с крючковатыми носами - холерики; они смелы и властны. Если при этом у них заостренный подбородок, это означает, что им грозит какое-то физическое увечье. Такие же свойства имеет вздернутый нос. Если нос явственно крючковатый, человек склонен часто насмехаться над другими. Они, подобно носорогу из притчи, смеются над чужим уродством. В Древней Персии крупный нос был признаком красоты: Ксеркс по этой причине считался восхитительным красавцем. Люди с крупными носами, как правило, великодушны и смелы; в дружбе они верны и надежны. 
    Важнейшим показателем в физиогномии являются волосы. Косматые люди - холерики: волосы у них становятся грубыми и сухими по причине "горячего" темперамента. Обладатели же мягких, шелковистых и гладких волос имеют миролюбивый, робкий и кроткий нрав. Рассуждения о глазах Индагине начинает с 22-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: "...если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло". Здоровые глаза должны быть широко раскрытыми, чистыми, сверкающими и круглыми. Такая форма глаз свидетельствует о цельности натуры и крепком здоровье. Напротив, запавшие маленькие глаза - признак завистливости, злобы, гневливости и подозрительности. 
    Оба образца ушей, приведенные у Индагине, неблагоприятны и свидетельствуют о дурных наклонностях. Большие уши Индагине называет "ослиными", из чего естественным образом вытекает их физиогномическое толкование как признаков невежества и глупости. Маленькие же уши - "обезьяньи"; они указывают на непостоянство и частые заблуждения. 
    "Компендиум физиогномии и хиромантии" Бартоломео Кокля (Страсбург, 1533) проиллюстрирован мастерски выполненными гравюрами. Имя художника осталось неизвестным, но источником вдохновения для него, очевидно, стала "пламенеющая" готика Страсбургского собора. Вслед за Индагине, Кокль изображает пару обладателей двух контрастных темпераментов, показателем которых служат волосы. Но если даже Кокль и заимствовал эти портреты из книги Индагине, то два новых типа волосатости стали его собственным изобретением. Мужчина, чьи виски густо покрыты волосами, простодушен, тщеславен, легковерен и упрям, отличается посредственным умом и несколько грубоват в манерах и речи. А бородатые мужчины жестоки и мстительны, имеют плохую память, неудачливы и алчны. 
    Человек с высоким и круглым лбом отличается свободомыслием, весел и умен. При этом он сговорчив и искусен во многих ремеслах. Его антипод - обладатель низкого лба, прикрытого волосами, - сварлив и скорее простодушен, нежели утончен. Если лоб очень низок, то человек прост в манерах, гневлив, жесток и жаден, но при этом ценит красоту, особенно - в архитектурных сооружениях. Люди, у которых округлый шишковатый лоб и редкие волосы, умны и предприимчивы, сохраняют великодушие и благородство даже во времена невзгод. Они ценят красоту и мирские удовольствия, любят почести и охотно принимают на себя ответственность. О характере человека могут свидетельствовать и ресницы. Мужчина с отогнутыми вверх ресницами тщеславен, надменен и т.д.; если же ресницы загибаются книзу, то он злобен, подвержен заблуждениям, нечестен, ленив и скрытен. 
    О глазах Кокль судит иначе, чем Индагине: большие круглые глаза, по его мнению, выдают в мужчине непостоянство и леность. Временами такой человек смел, а порою кроток; часто он говорит правду, но неожиданно может и солгать; короче говоря, он таков, каковы все люди, независимо от того, большие у них глаза или маленькие. Обладателя маленьких и глубоко посаженных глаз Кокль считает нехорошим человеком - подозрительным, злобным, вспыльчивым, лживым, похотливым, тщеславным и т.д. Впрочем, есть и другой тип маленьких глаз, означающий совсем иные черты характера. Маленькие круглые глаза указывают на робость, слабость и медлительность, а также легковерность. Раскосые глаза - признак мудрости, но также бесчестности и злобы. 
    Большой нос, по мнению Кокля, - хороший признак, и неважно, крючковат он при этом или прям. Человек с крупным носом миролюбив, но не застенчив, и, вдобавок, весьма умен. Временами он бывает вспыльчив, но быстро сменяет гнев на милость и долгое время остается великодушным и добрым. Люди со вздернутыми и приплюснутыми носами не слишком умны; они погрязли во лжи, суете и роскоши. При этом они непостоянны и, хотя сами освоили искусство лжи, легко верят лживым речам. 
    На одной из гравюр в книге Кокля изображена молодая пара с идеальной внешностью. Эти юноша и девушка совершенно здоровы как физически, так и душевно. Юноша одарен многочисленными талантами. Он ценит простые радости жизни и любит здоровую пищу, которую принимает только в отведенные для этого часы. У него отличное пищеварение и нормальная температура крови. Скромная юная дама на той же гравюре ни в чем ему не уступает. 
    

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.