Авторская Программа
Авторская Программа
Авторская Программа
КИНО
МУЗЫКА
Метки и теги
Авторизация
Гадания онлайн
Гадания онлайн
Главные новости
Вопрос - Ответ
Наш опрос
Откуда Вы о нас узнали?
Рассылка новостей
Партнёры:

Туристический комплекс



Вселенная радости



» Закон Божий Часть 5. (продолжение1)

Закон Божий Часть 5. (продолжение1)

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ("ижденут") и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда") на небесах. В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце "блаженств" священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. - Этот выход священнослужителей с Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прости!" входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престоле. - Возглас: "Премудрость! Прости!" напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, "прости" значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях. - Смотря на св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа! После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы: "Яко свят еси, Боже наш"... он произносит вслух. 

Далее поется "трисвятое": - "Святый Боже"... В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св. Троицы, а также в субботы - Лазареву и Великую, вместо "трисвятого" поется: "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа", потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и в третью "неделю" (воскресенье) Велик. Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо "трисвятого", поют: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим". 

По окончании "трисвятого" читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланы св. ап. Павла - по особому указателю). К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: "Вонмем" (будем внимать!) "Мир всем! Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: "мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем, поется: "аллилуиа" три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!" так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно. 

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: "Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления..." Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей "во Христе братии нашей" (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, - блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. - Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем - причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды). 

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судно даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются. 

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры ("открыл им Евангелие правды") и удостоил Св. Крещения ("соединить их святей ... Церкви"). Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: "да и тии с нами славят...", т. е., чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы оглашении изыдите"... Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это - готовящиеся к Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас "оглашенных". Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах: "оглашенной изыдите", мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими. 

Словами: "елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся" начинается Литургия верных.

Божественная Литургия


 


III. Литургия верных

Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные. Ее можно подразделить на следующие части: 1) перенесение честных Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верующих к освящению Даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих к причащению; 5) причащение и 6) благодарение за причащение и отпуст. 
1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол 

После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. - Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды). 

По-русски эта песнь читается так: "Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!" Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе - таинственно изображая, или таинственно представляя из себя; животворящей - жизнь дающей; припевающе - воспевая; отложим - оставим; житейское попечение - заботу о житейском; яко да - чтобы; подымем - поднимем, прославим; дориносима - торжественно носимого, прославляемого ("дори" - слово греческое и значит: копье, так что "дориносима" значит; копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, при чем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми - ангельскими чинами; аллилуиа - хвала Богу! 

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь - хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата, и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем, священник с диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече "воздух" (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках - св. Чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах: "отложим попечение"), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за патриархов, митрополитов, архиепископов, за правящего архиерея, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь, честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются "воздухом", после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во царствии Его; при словах же священника: "и вас всех православных христиан да помянет Господь Бог"... нужно вполголоса сказать: "и священство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". 

2. Приготовление верующих к освящению Честных Даров 

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствие при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией: "исполним молитву нашу Господеви" о "предложенных честных Дарех", чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатно. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день ("дне всего") в совершенстве, т. е. свято, мирно и без греха, послать нам Ангела Хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра, и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить ("прощения") и забыть ("оставления") наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем) и чтобы все люди ("мир") жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимно-уничтожающей борьбе), и чтобы мы провели остаток жизни нашей ("прочее время живота нашего") в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении ("покаянии") о содеянных грехах, сподобились христианской кончины, т. е. исповедавшись и приобщившись Св. Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти постыдной, для христианина, напр., от пьянства, самоубийства, драки (дуэли) и др. Мы просим кончины мирной, т. е. в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на страшном Суде Его. Для достойного присутствия при совершении Св. Таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении, священник, благословляя народ, говорит: "мир всем!". Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе ("и духови твоему"). Затем возглашается: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", на что певчие поют: "Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную". Этим показывается, Кого следует так едино мысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом: "Двери, двери! премудростию вонмем!" поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Св. Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и "воздух" с честных Даров снимается. Слова: "Двери, двери!" в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами: "премудростию вонмем" указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры. 

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. На сколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: "всех верных, входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного". После Символа Веры возгласом: "Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити" обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить "святое возношение" или жертву, т. е. совершать Св. Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. - В ответ на этот возглас поется: Милость мира, жертву хваления", т. е., будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами", и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: "горе имеим сердца", т. е., будем иметь сердца устремленными вверх - к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: имамы ко Господу", т. е., мы уже имеем сердца устремленными ко Господу. 

3. Освящение (пресуществление) Даров 

Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: "Благодарим Господа!" Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троиц Единосущной и нераздельней". Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарить Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". - Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея". К этой песни, называемой "серафимскою", певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: "осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" Слова: "победную песнь поюще..." взяты из видений пророка Иезекииля (1, 4-24) и ап. Иоанна Богослова (Ап. 4, 6-8): они в откровении видели Престол Божий, окруженный ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: "Свят, Свят, Свят Господь Бог". 

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Свят. Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Свят. Таинства: "Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов" и "Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". После этого, священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие, и вслух произносит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии). 

Певчие протяжно поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш", а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися". Диакон произносит 12 ст. 50-го пс.: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей". Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит 13 ст. 50 пс.: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене". Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя Св. Агнец (на дискосе), он говорит: "И сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего". Благословляя вино (в св. чаше), он говорит: "А еже в чаши сей - честную кровь Христа Твоего. Диакон по каждом возгласе говорит: Аминь. Наконец благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: "Преложив Духом Твоим Святым". Диакон же трижды говорит: аминь, аминь, аминь. В эти великия и святыя минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Св. Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это - самый важный момент Литургии. 

По освящении Св. Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Св. Дары послужили "во трезвение души" (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ("изрядно") вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: Изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Присно Деве Марии", на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: "Достойно есть..." (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо "Достойно есть", поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух "в первых помяни, Господи, святейшия восточные патриархи православныя"..., поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: "И всех и вся", т. е. помяни, Господи, всех верующих - мужчин и женщин. Молитва за живых оканчивается возгласом священника; "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков", и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: "И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". 

Далее идет следующая часть Литургии верных. 

4. Приготовление верующих к причащению 

Оно начинается просительной ектенией: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся", т. е. помянувши всех Святых, опять и опять помолимся Господу "о принесенных и освященных честных Дарех, чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я) во святый пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго), ниспослал нам Божественную благодать и дар Св. Духа. - Далее следуют обычные прошения просительной ектении, которая оканчивается возгласом священника: "И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати. Поется молитва Господня - "Отче наш..." Хорошо делают настоятели, когда все присутствующее приглашаются петь эту молитву... - Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Св. Таин. - В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во 1-х, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во 2-х, выразить свое благоговение к Св. Дарам, в подражание Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона: "вонмем!" завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: "Святая - святым". Это означает: Св. Дары могут быть преподаны только "святым", т. е., верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца". 

5. Причащение 

Следует причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святый Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Св. Тайны диакону. Части для причащения мирян, по причащении священнослужителей, опускаются в потир. - Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый "причастным", а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением... Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках Св. Чашу, произносит "Со страхом Божиим и верою приступите". Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред Св. Чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: "Благословен грядый во имя Господне; Бог-Господь и явися (явился) нам". Причащающиеся миряне, "со страхом Божиим и верою" приступая к Св. Чаше, с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением: "Верую, Господи, и исповедую...", в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним, и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Св. Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедывать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Св. Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени, ради порядка и благоговения к Святыне, не следует сходить со своего места, и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложивши руки на груди, подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред Св. Чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть Св. Чаши. 

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя: "не препятствуйте детям приходить ко Мне" и "пийте от нея вси", в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста). 

По причащении верующие принимают теплоту, т. е. церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Св. Даров. По причащении мирян, священник опускает в св. Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами Святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами: "Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое" (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть". Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так, как омыв грехи свои в таинстве Крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Св. Духа чрез св. Миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся нераздельней Троице, потому что Она спасла нас ("Та бо нас спасла есть"). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв св. Чашу и благословляя ею молящихся, возглашает: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков", и относит ее на жертвенник. Это последнее, явление Св. Даров верующим, перенесете их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви "во вся дни до скончания века" (Матф. 28, 20) 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.