Авторская Программа
Авторская Программа
Авторская Программа
КИНО
МУЗЫКА
Метки и теги
Авторизация
Гадания онлайн
Гадания онлайн
Главные новости
Вопрос - Ответ
Наш опрос
Откуда Вы о нас узнали?
Рассылка новостей
Партнёры:

Туристический комплекс



Вселенная радости



» » » Гностицизм. Характерные черты мировосприятия

Гностицизм. Характерные черты мировосприятия

1. Установка на принципиальный эзотеризм. Все люди делятся гностиками на "телесных" (соматики, гилики), "душевных" (психики) и "духовных" (пневматики). Из них только последним доступны тайны гносиса -- высшего и подлинного мистического знания.

2. Весь видимый материальный мир -- зло. Это темница духа, порабощенных материей и аффектами частиц божественного света, оказавшихся во власти небытия и хаоса. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гносису) и через постижение природы собственного духа как частицы единственного истинного Бога -- Абсолюта, Отца Нерожденного.

3. Чувственный мир есть результат трагической ошибки, трагедии в Абсолюте, или вторжения сил мрака в миры света. Отец Нерожденный, самообнаруживаясь, являет себя в особых сущностях -- эонах (в еврейской каббале -- сефирот), зачастую образующих пары или четы (сизигии). Завершенность этих теофаний, эонов или сефирот образует божественную полноту (плерома). Гордыня или ошибка одного из эонов (обычно Софии) приводит к нарушению этой полноты, его отпаду от плеромы и началу космогенеза в результате которого создается множество несовершенных миров (иногда 365) во главе с их владыками -- архонтами (в лурианской каббале эта трагедия называется "шевират гак келим" -- "Разбивание сосудов"). Низший их этих миров -- наш материальный мир.

4. Мифологизм языка описания. Гностики предпочитают описывать как теософские таинства внутрибожественной жизни, так и процессы миропорождения и спасения не понятийным, а образным, мифо-поэтическим языком. В таком случае абстрактные сущности (например, эоны) персонифицируются и гипостазируются, превращаясь в некие божественные существа-личности (даже сам Всевышний Бог может персонифицироваться в мистической фигуре Божественного Адама, космического Первовсечеловека; ср. с каббалистическим Адамом Кадмоном). Понимая неописуемость мистического опыта, гностики пошли не по пути апофатики, чисто отрицательного описания Абсолюта, а по пути метафоризации описания, превращающегося в миф-символ, требующий не буквального понимания, но особой герменевтической процедуры усмотрения обозначаемого и невыразимого через обозначающее и фигуральное.

5. Представление о спасении как полном избавлении от материальности и уходе из чувственного космоса. Плерома стремится восстановить свою целостность, что приводит к появлению нового эона Иисуса или иногда двух -- Иисуса и Христа (в лурианской каббале речь идет просто о процессе восстановления, тиккун, завершающемся с приходом Машиаха -- Мессии), который и сходит в материальный мир, обучая избранных носителей духа высшему гносису (интересно, что в гностических апокрифических евангелиях очень часто истинными учениками Христа, которым он открывает тайное учение, оказываются женщины -- Мария Магдалина и др.). После того, как все частицы мира покинут мир и вернутся в плерому, материя вновь окажется в состоянии аморфного хаоса и прекратит свое существование (у Василида, учение которого Г.Йонасом в его книге не рассматривается, финал космической драмы сложнее -- это апокатастасис, "восстановление всего"). Телесность Христа обычно считается гностиками призрачной (докетизм).

 

6. Спасение достигается через практику строжайшего аскетизма (известны сообщения и о крайнем либертинизме, например, у карпократиан, однако, скорее всего, они не заслуживают серьезного к ним отношения), преодоление всех привязанностей и влечений и достижение бесстрастия. Гностики занимались практикой заклинаний (возможно, аналог индийских мантр), участвовали в мистериальных ритуалах и склонны были к смешению эллинистических и христианских образов, ценя в них некое архетипическое единство.

7. Ведущее настроение гностицизма -- чувство экзистенциальной разорванности человека, его затерянности в злом и чужом ему материальном мире, отгороженном сотнями небес и миров с их архонтами и демиургами от истинной родины человека, того духовного пространства, где дух человека в-себе-и-у-себя -- от плеромы Отца Нерожденного. Этот экзистенциальный пессимизм преодолевает сам себя в вере в окончательное освобождение и возвращение в плерому божественной жизни.

 

Гностики учили о существовании двух миров, духовного — источника добра и света, и материального — источника зла и тьмы, причем понятие добра и зла они отожествляли с понятиями знания (гнозиса) и незнания. К гностикам в этом случае применимы слова апостола Павла, который говорит, что «знание надмевает, а любовь назидает» (Кор.VIII.1). Действительно, эти разрушители христианства, уча, что добро заключается не в любви и проистекающих от нее христианских добродетелях, а в знании, надменно взялись за непосильную для человеческого разума задачу дать безусловное разрешение всех вопросов бытия — о Высшем Существе, о мироздании, о происхождении зла и пр.

Гностики учили, что чувственный мир есть отображение выше чувственного, и что первоначальное половое различие служит источником развития всякой жизни. Высшее Существо, у гностиков, называлось Глубиною или Первоначалом и Первоотцем (в Каббале оно именуется Эн-Соф, бесконечная Сущность).Из этого неведомого и неизследуемого Первоначала или Глубины и потом друг из друга попарно истекают божественные силы — эоны (по гречески всегда сущий; этим именем гностики называли так же и Высшее Существо; в Каббале те же истечения Божества называются сефиротам — ступенями), которые разделяются на мужские или действующие и женские или приемлющие. «0 самом Первоначале или Глубине у них много различных мнений. Одни говорят, что она не имеет четы, не есть ни мужского пола, ни женского и вообще не есть что-либо; а другие называют ее мужеско-женскою, приписывая ей естество гермафродита. Еще другие соединяют с нею Молчание, как супругу, чтобы образовалась первая чета» [ 32 ]. Проявлением себя через истечение божественных сил — эонов ограничивается роль Высшего Существа гностиков, которое затем, остаются совершенно безучастным к миру и бездеятельным.

Последний из эонов, наиболее удаленный от Первоначальной Единицы, имел в себе зачаток материи и служил посредником между мирами духовным и чувственным. Этому-то эону, которого они называют и божественною Мыслью и Премудростью, обязан, по учению гностиков, своим существованием вес видимый мир с его Богом и ангелами, добрыми и злыми ибо деятельный эон не ограничился тем, что положил начало материальной жизни, но образовал еще из своей душевной сущности, некую низшую по сравнению с собою Силу — Димиурга (Творца Мира), который и создал весь видимый мир из первоначального вещества, заключающегося в упомянутом эоне.

Притом, Димург, будучи «будучи не способен к познанию чего-либо духовного», не подозревая даже о существовании Первоотца, «подумал что, сам Он один Бог, и сказал через пророков: Я Бог и нет кроме Меня». [ 33 ] Между тем по учению гностиков, неведение Димиурга было таково, что «сотворил небо, не зная, что такое небо; создал человека, не зная, что такое человек; произвел на свет землю, не зная, что есть земля» [ 34 ]. Таким образом, Димиург стал Отцом и Богом видимого мира.

По учению других гностиков, мир был создан не одним Димиургом, а несколькими ангелами, образованными эоном. Но суть остается, неизменна; Творцом вселенной кощунственно признается не Вышней Бог, а какая-то отдельная от Него и не ведующая Его сила.

Из учения гностиков вытекала полная свобода от нравственных законов, и безнравственность их переходила в настоящий культ распутства.

Все гностики, подобно каббалистам, основывали. свои лжеучения на ложном толковании и извращении св. Писания.

Вот та основа, заимствованная из Каббалы, та канва, по которой создатели гностических ересей вышивали свои узоры, более или менее нелепые, более или менее сложные и всегда кощунственные, ибо, как говорит св. Ириней, «у них нет ничего без богохульства».

Отметим, кроме того, отношение гностиков к Спасителю. Все основатели гностических сект пользовались именем Господа Иисуса Христа, как приманкою для вовлечения христиан в свою ересь. Одни из гностиков признавали Его человеком, на которого сошла Высшая Сила, добавляя, что этою высшею силою обладают и многие из них и даже в еще большей мере. Другие учили, что Спаситель только принял вид человека, но в действительности был бестелесен и потому не испытывал страданий. Все гностики учили, что Спаситель пришел для того, чтобы сообщить достойным некое высшее сокровенное знание и апостолам якобы повелел сообщать таковое втайне также лишь достойным и избранным. В подтверждение своих вымыслов, гностики ссылались на .некоторые притчи и деяния Спасителя, толкуя Евангелие и искажая его по своему усмотрению, а также на авторитет апостолов, учение которых, якобы, сообщили им (гностикам) тайное учение Спасителя.

Почти все основатели гностических сект, наружно исповедывали учение христианской Церкви, постоянно вращаясь между христианами и увлекая в свои ереси даже некоторых пастырей, чем вносили раскол в Церковь, так как пастыри эти, тайно исповедуя гностические лжеучения, распространяли, под видом истинного христианства, еретические заблуждения в тех странах, куда их посылали папы и епископы для просвещения язычников

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.