Авторская Программа
Авторская Программа
Авторская Программа
КИНО
МУЗЫКА
Метки и теги
Авторизация
Гадания онлайн
Гадания онлайн
Главные новости
Вопрос - Ответ
Наш опрос
Откуда Вы о нас узнали?
Рассылка новостей
Партнёры:

Туристический комплекс



Вселенная радости



Дзен - буддизм

Дзен-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзен-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге. Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны, учение дзен делало акцент на методе, а не на доктрине. Так, по дзен, истина - непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом. Дзен-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов, призванных пробудить интуицию (неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой), использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником.


Главный приём, с помощью которого наставник добивался эффекта - ориентация на шок, так называемая шоковая терапия .


«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние куски мрамора или камня. В историческом отношении Дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзен-буддизм - это ценнейший дар Азии миру.


Дзен связал своё происхождение как с даосизмом, так и с буддизмом, и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой, лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать, что такое «путь освобождения».


Большинство затруднений и мистификаций, возникающих при изучении Дзен связано с незнанием китайского мышления. И, следовательно, основная задача заключается в том, чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Именно эти клише, совершенно непригодные для таких явлений, как Даосизм и Дзен, создают впечатление, что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое, иррациональное и непостижимое. Но нельзя сказать, что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой. Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзен в английской литературе», было показано, что основные прозрения Дзен носят универсальный характер. Основная причина, по которой Даосизм и Дзен являются загадкой для европейского ума, заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании. Европейцы считают знанием лишь то, что Даос назвал бы условным, минимальным, конвенциальным знанием: «Мы не чувствуем, что знаем нечто до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе, выражая их в математических или музыкальных символах. И такое знание называется конвенциальным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) - договорённости относительно средств общения. По-другому Дзен называют Чань (по-японски).


Признаки, отличающие Дзен(Чань)-буддизм от других направлений буддизма, трудно различимы. Дзен обладает вполне определённым и присущим только ему духом. Хотя само слово Дзен (дхиана) означает медитацию, другие школы буддизма придают медитации больше значения. Но характерной особенностью для Дзен является то, что для Дзен вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации.
Принцип Дзен: «нечего больше сказать» - не оригинален также, как и убеждение в том, что истина невыразима словами. Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы:

Знающие не говорят,
Говорящие не знают.

Дух Дзен обладает определённой прямотой.
В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия. 
В Дзен же всегда присутствует такое ощущение, будто пробуждение - нечто вполне естественное, почти осязаемое, и которое может произойти в любой момент.


Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзен: он указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы. 
Суть Дзен-Буддизма - это особое откровение без посредства Св.Писаний, независимость от слов и букв, прямой контакт с духовной сущностью человека, постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

 

Дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе самый живой интерес как в Америке, так и в Европе. Его происхождение восточные авторы связывают с "Цветочной проповедью" Будды. Как-то раз, не произнеся ни слова, он указал своим ученикам на цветок. Только один понял его. И несмотря на то, что мы знаем о Дзэне, в нем остается центральная проблема - восприятие непревосходной сингулярности. Это восприятие называется САТОРИ и может быть переведено как ПРОСВЕТЛЕНИЕ. Д.Судзуки говорит: "Сатори - это душа Дзэна, и без него нет Дзэна". Для западного интеллекта не слишком трудно понять, что имеется ввиду, когда мистик говорит о просветлении или что понимается под ним на религиозном языке. Сатори, однако, описывает искусство и путь к просветлению, которые европейцу понять практически невозможно. Следующий анекдот может послужить дополнительным примером: "Однажды к Мастеру пришел монах, чтобы узнать, где находится вход на путь истины. Мастер спросил его: Слышишь бормотанье ручья? - Слышу, - ответил монах. Вход здесь, - сказал Мастер". Даже если мы рассмотрим множество дополнительных примеров, все равно нам останется непонятным, как такое просветление происходит и из чего оно состоит, другими словами, чему или в чем просветляются? Кайтен Нукарийя, профессор буддийского колледжа SO-TO в Токио пишет о просветлении следующее: "Освободив себя от ложного понимания Я, мы далее должны пробудить нашу внутреннюю мудрость, чистую и священную, называемую мастерами Дзэн Умом Будды, или Бодхи, или Праджня. Это - священный свет, внутренний рай, ключ ко всем моральным сокровищам, источник всех влияний и власти, обитель доброты, справедливости, симпатии, беспристрастной любви, человечности и милосердия, мера всех вещей. Когда эта внутренняя мудрость пробудится, мы становимся способны осознать, что каждый из нас идентичен в духе, в сущности, в природе с универсальной жизнью или Буддой, что все люди лицом к лицу с Буддой, что каждый окружен изобильной милостью Священного, что Он пробуждает его материальную природу, что Он открывает его духовные глаза, что Он дарует ему новые способности, что Он определяет его миссию, и что жизнь - вовсе не океан страданий, рождений, болезней, старости и смерти, не юдоль слез, но священный храм Будды, Чистая Земля, где каждый может наслаждаться блаженством Нирваны. Тогда наше сознание полностью революционируется. Нас больше не беспокоят гнев и ненависть, не сотрясают злоба и амбиции, не жалят обиды и жалость, не переполняют меланхолия и разочарование и т.д." 


Дзэн - одно из самых удивительных порождений восточного духа. Поэтому каждый, кто действительно пытается понять буддистскую доктрину, пусть даже до некоторой ограниченной степени - то есть путем простого отказа от различных западных предрассудков - дойдет до пределенных глубин под эксцентричным покровом индивидуального саториального опыта или почувствует серьезные трудности, которыми философская и религиозная западная мысль пренебрегает вплоть до сегодняшнего дня. При внимательном изучении Дзэнских текстов нельзя избежать впечатления, что, несмотря на переполняющие их причуды, сатори, на самом деле, совершенно естественная вещь.


Помимо формирования определенных привычек, путь духовного обучения или формирования состоит из метода коанов. Под коаном понимаются парадоксальные вопросы, выражения или действия мастера. Согласно Судзуки, эта парадоксальность составляет самую суть этих вопросов, предлагаемых обычно в форме анекдотов - в качестве темы для медитации. Классический пример подобного анекдота - ВУ. Однажды монах спросил у мастера: "Имеет ли собака также буддистскую природу?" - на что мастер ответил: "ВУ". Как замечает Судзуки, это "ВУ" означает просто ВУ. Полное разрушение рационального интеллекта, преследуемое этой тренировкой, создается благодаря почти совершенному отсутствию сознательной установки. При этом исключаются, насколько возможно, именно сознательные, но не бессознательные установки; т.е. существующая, но невоспринимающая психологическая диспозиция, которая не что иное, как пустота и отсутствие установок. В истории религии Дзэн уникален во многих отношениях. Его доктрины в теоретическом виде могут показаться спекулятивным мистицизмом, но они представлены таким образом, что только посвященные, посредством долгой тренировки действительно достигшие прозрения на этом пути, могут понять их подлинный смысл. Для тех, кто не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испытывает Дзэна в повседневной деятельности жизни, его учение или, скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл. Последователи Дзэна говорят, что кажущиеся его парадоксы возникли потому, что язык человека является очень плохим средством для выражения глубочайших истин, истины эти не могут быть превращены в предмет, умещающийся в узкие рамки логики. Они должны быть пережиты в бездонной глубине души, после чего они впервые станут осмысленными. 


В то время, как, с одной стороны, Дзэн в высшей степени абстрактен, его методологическая дисциплина, с другой, - приносит огромную пользу человеку и определяет его мораль. Когда Дзэн выражается в нашей повседневной практической жизни, мы иногда забываем о его отвлеченности, и тогда-то как нельзя ярче и проявляется его действительная ценность, т.к. Дзэн находит невыразимо глубокую мысль даже в таких простых вещах, как поднятый вверх палец или простое приветствие, обращенное друг к другу, случайно встретившихся на улице. В Дзэне самое реальное - это самое абстрактное и наоборот. Вся система практики, принятая Дзэном является продуктом этого основного духовного переживания. Дзэн мистичен, - да иначе и быть не может, т.к. Дзэн является основой восточной культуры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину восточного ума, в связи с тем, что по природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком большого значения несуществующим подробностям, а стремится, скорее, к интуитивному постижению целого. Поэтому восточный ум, не находит ясного и определенного выражения.

 

Материал взят на сайте http://supreme-yoga.ru

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.